Доступная среда

Проект «Доброшкола»

Для организации качественного доступного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью в отдельных образовательных организациях реализуется мероприятие федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».

Целью реализации мероприятия является создание современных условий для обучения и воспитания путем обновления инфраструктуры отдельных образовательных организаций. 

Основными задачами реализации мероприятия является обновление оборудования/оснащение: 

мастерских для реализации предметной области «Технология» (для внедрения современных программ трудового и профессионально-трудового обучения по востребованным на рынке труда профессиям, в том числе с учетом Концепции преподавания учебного предмета «Технология»);

психолого-педагогического сопровождения и коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ, обучающимися с инвалидностью (оборудование для кабинетов педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, диагностические комплекты, коррекционно-развивающие и дидактические средства обучения); 

учебных кабинетов и помещений для организации качественного доступного образования обучающихся с ОВЗ, обучающихся с инвалидностью (компьютерного класса, спортивного зала / зала лечебной физкультуры, учебных кабинетов химии, физики, географии, иностранных языков, музыки и иных кабинетов);

кабинетов и помещений для реализации программ дополнительного образования обучающихся с ОВЗ, обучающихся с инвалидностью.

Отдельные образовательные организации – участники мероприятия, помимо обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью должны стать региональными учебно-методическими (ресурсными) центрами, оказывающими методическую помощь педагогическим работникам общеобразовательных организаций, психолого-педагогическую помощь детям и их родителям с использованием дистанционных технологий и сетевой формы реализации образовательных программ.

Основные положения об организации обучения лиц с ОВЗ содержатся в следующих документах:

Закон определяет обучающегося с ограниченными возможностями:

  1. Лицо, имеющее недостатки в физическом/психологическом развитии.
  2. Лицо, имеющие ограниченные возможности здоровья, подтвержденные ПМПК.
  3. Лицо, нуждается в создании специальных условий при обучении.

Лица с ОВЗ могут быть дети-инвалиды, дети с отклонениями в поведении, дети с задержкой психического развития и т.д.

Нормативные документы в сфере образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья:

http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/shkola-dlya-vsekh/normativno-pravovaya-dokumentatsiya/npa-ovz.html

Прием лиц с ОВЗ в школу: проходит в соответствии с общим порядком поступления ребенка в школу.

В школе  созданы следующие условия обучения:

  • использование специальных образовательных программ, методов обучения;
  • обеспечение доступа в здание образовательной организации;
  • использование дистанционных образовательных технологий;
  • предоставление обучающемуся с ОВЗ психолого-педагогических, медицинских, социальных услуг, обеспечивающих адаптивную, безбарьерную среду обучения и жизнедеятельности.

Образовательная программа для лиц с ОВЗ.

Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Урочная деятельность состоит из часов обязательной части и части, формируемой участниками отношений. Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ, половина которых отводится на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, остальные — на развивающую область с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей (СанПиН).

Дети с особыми потребностями могут обучаться на дому, для них может быть организовано домашнее обучение. Основанием для обучения на дому является медицинское заключение.

Положение об обучении на дому

Положение об обучении по индивидуальному учебному плану

Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ:

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в школе есть пандус для входа в школу, широкие проемы дверей, приспособленные учебные кабинеты на первом этаже, есть беспрепятственный доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, электронным образовательным ресурсам. Для физкультурных занятий имеются спортивный и гимнастический залы, оборудованные шведской стенкой, гимнастической лестницей, мячами разных размеров, обручами, скакалками, и другим стандартным оборудованием.  Продуманы условия для питания и охраны здоровья обучающихся.

О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для использования воспитанниками, в том числе инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

В ОУ создан, постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация о деятельности учреждения, её основных направлениях; об истории и развитии ОУ, его традициях, об обучающихся, о педагогических работниках. На сайте ОУ размещаются важные документы, касающиеся организации образовательного процесса; документы, регламентирующие работу ОУ. На главной странице сайта ОУ доступна ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В образовательной организации детям — инвалидам и детям с ОВЗ специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования предоставляются. Так, детям — инвалидам, находящимся на домашнем обучении и обучающимся с использованием дистанционных технологий, могут быть предоставлены компьютерное оборудование, скайп для проведения дистанционных занятий. Во время проведения занятий в классах, где могут обучаться инвалиды и обучающиеся с ОВЗ, применяются мультимедийные средства и иные средства для повышения уровня восприятия учебной информации учащимися с различными нарушениями.

Свободный доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для воспитанников, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с  ограниченными возможностями здоровья отсутствует. Техническое обеспечение образовательной среды

  • Компьютер — 7шт
  • Ноутбук – 1 шт.
  • Проектор — 2 шт.
  • Экран на штативе – 1 шт.
  • Интерактивные доски – 1 шт.

Использование Интернет-технологий в дистанционном обучении детей-инвалидов

Обучение на основе компьютерных телекоммуникаций обеспечивает возможность:

  • чрезвычайно оперативной передачи на любые расстояния информации любого объема, любого вида (визуальной и звуковой, статичной и динамичной, текстовой и графической);
  • хранения информации в памяти компьютера (электронная почта) нужное количество времени, возможность ее редактирования, обработки, распечатки;
  • интерактивности с помощью специально создаваемой для этих целей мультимедийной информации и оперативной обратной связи с преподавателем или с другими участниками обучающего курса;
  • доступа к различным источникам информации, в том числе удаленным и распределенным базам данных, многочисленным конференциям по всему миру через систему Internet, работы с этой информацией;
  • организации совместных телекоммуникационных проектов, электронных конференций, компьютерных аудио- и видеоконференций.

Особенности обучения детей-инвалидов с использованием сетевых образовательных ресурсов.

  • Возможность реализации индивидуально-ориентированного подхода
  • Гибкость организационной структуры учебной деятельности
  • Возможность организации групповой работы.
  • Возможность интенсификации процесса обучения
  • Развитие контрольно-оценочной самостоятельности школьников как необходимое условие индивидуализации обучения